Wowstick.ru

Строительный журнал
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Штукатурка для классической архитектуры

15. Оштукатуривание архитектурных деталей

15. Оштукатуривание архитектурных деталей

Прямолинейные тяги. Штукатурной массе можно придать любую форму, пользуясь для этого шаблонами различной конфигурации. Фасонные детали, которые приходится выполнять штукатуру, могут быть прямолинейными и криволинейными.

В предыдущей главе были приведены способы выполнения рустованных камней. Это пример исполнения прямолинейных архитектурных деталей, особенно вытягивания с помощью специальных шаблонов глубоких фасонных рустов.

Наиболее часто штукатуру приходится исполнять такие прямолинейные архитектурные детали, какими являются карнизы. Их применяют для украшения как внутренних помещений, так и фасадов зданий.

Простейшим карнизом является падуга — четвертная выкружка в верхнем углу комнаты. Ее делают после того, как на потолке и стене нанесены подготовительные слои штукатурки. По линии угла ковшом или лопаткой набрасывают раствор, разравнивают полутерком, придавая необходимую форму. Если падуга имеет небольшой радиус, то после накрывки ее затирают небольшим, узким полутерком. Для получения более точной отделки применяют галтельную терку, имеющую профиль падуги (рис. 70). Ею работают так же как при обработке лузг, двигая терку по горизонтали. В особенно ответственных случаях падуги вытягивают шаблоном.

Все фасонные карнизы тянут только шаблонами.

Шаблоны изготовляют в натуральную величину из досок и брусков и оковывают с одной стороны кровельным железом, вырезанным

в соответствии с заданным профилем. На противоположной стороне профильной доски снимают фаску под углом 45°. Фаску называют «лоск», железную оковку — «обдир». Железо против доски выдвигают на 3–4 мм.

Шаблон может быть более простой конструкции, когда по направляющей рейке скользит обычный полозок (рис. 71), или улучшенной — для более тяжелых шаблонов, которые для облегчения движения снабжают роликами (рис. 72).

Если тянут профиль из декоративного раствора с крупным наполнителем, то делают двойную металлическую оковку. Первую оковку выдвигают против доски на 3–4 мм, а поверх прибивают вторую того же профиля, выдвигая ее против первой на 5 мм (рис. 73).

Одним шаблоном не удастся протянуть прямую часть карниза и угол. Для углов нужен особый шаблон, где профильная доска расположена под углом 45° к полозкам (рис. 74) и оковка расположена по-иному (рис. 75).

Предъявляют очень высокие требования как к точности изготовления шаблонов, так и к установке их и направляющих реек, по которым шаблоны движутся. Ведь отмазки будущего карниза (крайние участки, заходящие на стену и потолок) будут служить маяками для накрывочного слоя. Поэтому накрывку делают всегда после тяги карнизов.

Направляющие рейки ставят на стене и потолке. К кирпичным и бетонным стенам их «примораживают» раствором из чистого гипса и крепят специальными рейкодержателями.

На деревянных стенах и потолках рейки крепят «лепухами» (часть рейки длиной 40–50 см, шириной 6–8 см). На расстоянии трети от края рейки забивают гвоздь — вот и вся конструкция. Противоположный край прижимает рейку снизу, не доходя до края на треть ее ширины. После полной выверки «лепухами» плотно прижимают рейки и для большей надежности их подмазывают гипсовым раствором.

Читайте так же:
Штукатурка декоративная мокрый шелк какая лучше

В зависимости от того, на какое расстояние будет выступать карниз, ставят или не ставят металлическую сетку. Сетка необходима, если карниз имеет вынос от стены и потолка более чем на 25 см.

Отделку карнизов начинают с нанесения грунта обычным способом. Раствор между рейками набрасывают слоями не толще 10 мм (используют известково-алебастровый раствор 1:3) и каждый слой разравнивают шаблоном. Следующий слой не кладут, пока предыдущий не схватится.

Вытянув карниз начерно, нужно его несколько раз хорошо продрать шаблоном. Затем смахивают кистью с карниза и реек все песчинки, тщательно промывают водой шаблон и растворный ящик. Сеют гипс через сетку с ячейками 0,5 мм, размешивают с водой до жидкой консистенции. Пропускают через сетку с ячейкой 1 мм.

Выждав, пока масса начнет густеть, быстро наносят ее на карниз мастерком или ковшом Шаульского и тянут шаблон «на лоск». На тяге не должно оставаться ни одной царапины, именно для этого и нужно было так тщательно готовиться к накрывке.

И еще один совет. Производя накрывку, надо двигать шаблон не слева направо, а справа налево, вперед фаской. Тогда поверхность получится гладкой.

При вытягивании карнизов из декоративных штукатурок нужно брать для обрызга и грунта те же растворы, которые служат для этих целей при оштукатуривании всей плоскости фасада; это необходимо, чтобы не было расхождения в цвете между карнизом и стеной. Вытянув профиль карниза по грунту «на сдир», поверхность тяги нацарапывают, выдерживают некоторое время, набрасывают накрывочный слой декоративного раствора и тянут профиль «на лоск» (рис. 76). Для накрывки употребляют декоративный раствор одного тона со стеной.

Криволинейные тяги. При производстве прямолинейных тяг, как говорилось выше, направляющими служат прямые рейки. А как быть, если нужно выполнить тяги круговые, полуциркульные, эллиптические? Здесь нужен иной инструмент, другой подход к работе.

Тяги различного вида кривизны выполняются с помощью так называемой воробы — профильной доски с подвижной радиусной рейкой. Каждый вид криволинейных тяг требует соответствующего ей инструмента. Чтобы его изготовить, надо, прежде всего, определить центр кривизны и длину радиуса каждой данной тяги.

Начнем с наиболее простой тяги — полуциркульной арки (рис. 77).

Здесь найти центр кривизны легко: поскольку арка представляет половину окружности, центр ее лежит на середине ширины проема. По диаметру будущей арки помещают рейку со штырем в центре. Вороба на своей рейке имеет отверстие, удаленное от нижней профильной грани воробы на расстояние радиуса арки. Посадив рейку воробы на штырь, рабочий ведет профильную доску по кругу, вытягивая нужный профиль.

Центр в пологой (или сегментной) арке (рис. 78) лежит на половине ширины проема на пересечении линий пят арки. В этой точке и ставят рейку со штырем, помещая на него рейку воробы, и ведут профиль.

Может случиться, что тяга имеет большой радиус кривизны (арка настолько полога, что центр кривизны располагается даже где-то под полом), тогда тягу выполняют без воробы. Для этого делают лекала — криволинейные направляющие (рис. 79) и по ним ведут шаблон. Лекала выполняют из сосновых реек. Чтобы они не ломались, их замачивают в воде. На одной стороне рейки до половины ее ширины через 5–6 см делают пропилы и сгибают рейку, чтобы пропилы сошлись.

Читайте так же:
Штукатурка для внутренней отделки бани

Криволинейные направляющие можно выпилить из доски.

Тяга кругов и круглых розеток. На стене эта тяга производится по тому же принципу, что и при отделке арок, только здесь тянут круг, а не полукруг или сегмент.

Несколько сложнее вытянуть круглую розетку на потолке. Здесь приходится между полом и потолком устанавливать вращающуюся стойку. На потолке отмечают центр круга. Из этой точки опускают отвес и переносят отметку на пол. Между ними и ставят вращающуюся стойку, на которой укреплена профильная доска (рис. 80).

Для тяги купола применяют шаблон, изображенный на рис. 81.

Есть еще несколько видов арок различной конфигурации, которые требуют более сложного геометрического построения для определения центров радиусов коробы, поскольку обычно приходится вести криволинейные тяги из нескольких центров. Так из двух центров тянут стрельчатые (рис. 82), из трех или даже из пяти — коробовые.

Остроконечные арки имеют участки радиусных и прямолинейных тяг. Сложны по своему построению контуры эллиптических тяг, тяг криволинейных суживающихся профилей, криволинейных тяг с центрами кривизны с двух сторон тяги. Во всех этих случаях квалифицированный штукатур должен иметь специальные познания, чтобы не только уметь прочесть чертеж, но и перенести его контуры на плоскость.

История стиля

В историческом развитии классического архитектурного стиля можно выделить несколько этапов.
Сначала, на рубеже XVI–XVII веков, практически одновременно в двух странах – Англии и Франции происходит расцвет монархии, и соответственно, античные традиции воспринимаются как эталон устройства государства.

Позднее, к середине XVIII столетия, на передний план выходит философия рационализма. Значительную популярность приобретают классические ценности: строгость, чёткость и простота. Излишняя напыщенность и декоративность рококо и барокко постепенно теряют актуальность. Являясь олицетворением величественной красоты и гармонии, классический архитектурный стиль позволяет значительно быстрее возводить дворцы, резиденции и государственные учреждения, не затрачивая времени и средств на вычурный декор.

Английский стиль

Английский стиль экстерьера поддерживается кирпичными стенами без декора, которые могут быть заменены теплосберегающими термопанелями под кирпич. Среди декоративных элементов в этом стиле используются украшенные объемной резьбой массивные дубовые двери.

Визуализация экстерьера дома в английском стиле.

Разновидность викторианского стиля экстерьера — стиль королевы Анны -формируется с помощью сложных фасадов, созданных из объемов разной формы, а также резного декора. Этот стиль особенно популярен в Америке, странах Британского содружества: Новой Зеландии, Австралии, Канаде. Сложные орнаменты резьбы, украшающей викторианские дома, сейчас могут быть созданы при помощи деревокомпозита — материала, имитирующего натуральное дерево.

Разновидность викторианского стиля экстерьера — стиль королевы Анны -формируется с помощью сложных фасадов, созданных из объемов разной формы, а также резного декора. Этот стиль особенно популярен в Америке, странах Британского содружества: Новой Зеландии, Австралии, Канаде. Сложные орнаменты резьбы, украшающей викторианские дома, сейчас могут быть созданы при помощи деревокомпозита — материала, имитирующего натуральное дерево.

Стиль Тюдор, который часто встречается в Англии — дома каркасной конструкции с перекрестьями брусьев на фасаде, может быть решен в городском и сельском варианте. Этот стиль экстерьера поддерживается высокими двускатными кровлями или крышами, крытыми соломой.

Читайте так же:
Штукатурка гипсовая суперлегкая forman

Экстерьер дома в стиле Тюдор.

Чем наносится.

Понадобится обыкновенный набор:

  1. Кельмы, шпатели. Широкий (40-60см) шпатель необходим для нанесения раствора на большие участки стен. Основной инструмент – легкий удобный шпатель 12-16см.

Не стоит брать раствор непосредственно кельмой. Удобнее делать это маленьким шпателем: им берут шпатлевку или фактурную смесь и счищают, смазывают на кельме так, чтобы материал лег в нужной точке инструмента.

  1. Для приготовления смесей необходимы емкости, лопатки для перемешивания.
  2. Терки, полутерки — для разравнивания слоя, получения фактуры.

Текстурная финишная штукатурка – лицевое покрытие. Поэтому минимального набора инструментов достаточно.

Сначала размечают отдельные русты вспомогательными инструментами – линейкой или шнурком. Далее рассмотрим каждый способ отдельно, с подробным описанием.

Руст на пенополистироле

Способ популярен из-за своей многофункциональности. Он решает несколько вопросов одновременно. Это декоративное оформление используется, как утеплитель и звукоизоляция.

Русты на полистероле

На материале набивают рисунок специальной машинкой. После его монтируют на фасад здания. Следует оговориться, что такая отделка не из дешевых (нож на машинку стоит примерно 400 долларов).

Когда рисунок набит на полистироле, можно начинать установку. Развести специальный клей, согласно инструкции на упаковке.

Чтобы добиться качественного склеивания, необходимо наносить смесь на тыльную сторону пенопласта, плотно прижимать к стене. Когда клей подсохнет, нанести грунтовку. Это нужно для повышения срока службы материала.

Чтобы конструкция выглядела красиво, наносят декоративную штукатурку. В основу входят разные добавки:

  • Акриловая краска.
  • Силиконовая.
  • Силикатная.

Набивка с помощью линейки

Для линейной набивки, необходима металлическая линейка.

  • По свежей штукатурке, размечаем рисунок.
  • Берем железную линейку, делаем набивку. Толщина линейки от 0.5 до 1.5 см (это зависит от типа рисунка).

Чтобы сделать набивку, необходимо на расчерченную метку, приставить линейку (ребром) и слабыми ударами молотка, вбивать ее в незастывший раствор.

Это трудоемкий способ. Сейчас его практически не используют. Но при таких трудозатратах получается красивый, живой рисунок. Благодаря нанесенным рисункам, здание становится элегантным, загадочным. Это стоит потраченных сил.

Способы нанесения рисунка

Пропилка

Чтобы получить узкие полосы, можно прибегнуть к этому способу. Работы производятся болгаркой или пилой. Выбор инструмента зависит от типа обрабатываемой поверхности.

Отделка пропилом

Пропилы делают по слегка подсохшей поверхности. Сначала, необходимо подготовить инструменты:

  • Болгарка или пила.
  • Правило.
  • Острый предмет, типа гвоздя.
  • Линейка.
  • Уровень.
  • Зубило, стамеска или тонкий шпатель.
  • Неширокая кисть.

Если оштукатуренная поверхность еще не просохла, расчерчивать удобно острым предметом (гвоздем). Разберем работу на примере:

  • Определив высоту первой линии от низа, делаем несколько меток в разных местах по горизонтали.
  • Установив правило в горизонтальное положение, прочерчиваем линию, совмещая метки.
  • Если линия будет широкой, отмерив ее ширину, отмечаем параллельную линию сверху.
  • Затем, выскабливаем подрезанный раствор. Для этого, можно воспользоваться зубилом, тонким шпателем или стамеской.
  • Чтобы избавить шов от неровностей, воспользуйтесь кистью, смоченной в воде.
Читайте так же:
Штукатурка декор aura putz decor расход

Изготовление одного руста завершено. Остальные делаются так же. В том числе и вертикальные линии. Чтобы выделить русты из общей массы, мастера прокрашивают швы.

Деревянные рейки

Не сложный и не требующий много инструментов метод. Чтобы делать руст таким способом, необходимо работать по свежему штукатурному слою.

Приступая к работе, подготовьте следующие инструменты и материалы:

  • Напиленные по размерам рейки.
  • Резиновая киянка или молоток.
  • Правило.
  • Кисть.
  • Гвоздь.
  • Уровень.

Принцип работы заключается в утапливании реек в свежем растворе. Выполнить это можно втирая дощечку, потихоньку утапливая или несильными ударами молотка, вбивать ее в слой сырой штукатурки.

Изготовление рустов деревянной обрешеткой

Разберем метод подробно:

  • Чтобы приступить к работе, требуется оштукатурить поверхность.
  • По свежему раствору, нанести метки, разлиновать стену.
  • Одним из описанных способов, вдавить рейку в штукатурку.
  • Так сделать всю обрешетку. Оставить дощечки до высыхания поверхности, но не до полного.
  • Штукатурка подсохла, пора вытаскивать рейки. Легкими постукиваниями по деревянной поверхности, пытаемся расшевелить заготовку.
  • Вытаскиваем. Не спешите, иначе получатся сколы на углах.
  • Закончив работу, необходимо загладить неровности кистью или шпателем. Выбор инструмента зависит от характера повреждения.

Есть другой способ – использование реек в качестве маяков. Для этого, посадить заготовки на клеевую основу. Дождавшись схватывания клея, нанести штукатурку, выровнять по дощечкам.

Остальное делается, как в предыдущем методе: достаются рейки, заглаживаются швы.

Вытягивание во время штукатурки

Для этого способа рустовки, требуется изготовить шаблонную установку. Шаблон может быть сделан для вытягивания одного руста или двух одновременно.

Чтобы приступить к рустовке, нужно оштукатурить поверхность, а затем по свежему слою, выводить швы направляющими правилами. Их плотно прижимают к стене и выбирают из рустов ненужный раствор.

Ещё возможно изготовление полос разной глубины. В данном случае, нужно убрать часть основания шаблона.

Вытягивание при помощи шаблона

Все работы, рекомендуется выполнять втроем. Два человека накидывают раствор на стену, а третий управляет направляющим шаблоном. Первоначально наносятся горизонтальные линии, потом можно приступать к нанесению вертикальных.

Завершив работу, гладкой рейкой натирается поверхность, чтобы загладить неровности, придать рустам особую красоту и гладкость.

Лепнина

Самый простой метод – монтаж готовых элементов из пенопласта. Лепнина продаётся с разными рисунками и оформлением. Этот способ более приемлемый. Он требует меньших затрат сил, времени, средств.

  • Чтобы выполнить лепную рустовку, нужно в строительном магазине выбрать русты с необходимым оформлением и возможной декорацией.
  • Нанести строительный клей на стену и тыльную сторону полистирольного элемента.
  • Приложить деталь к поверхности и плотно прижать.
  • Дождавшись высыхания, очистить швы от наплывов (если есть).
  • Обработать поверхность грунтовкой.
  • Нанести слой штукатурки.
  • Обработать еще раз грунтовкой.
  • Окрасить поверхность.
Читайте так же:
Штукатурка декоративная байрамикс микроминерал

Лепнина

Совет! Для создания контраста на стене, можно выделить швы, окрашивая их в светлый цвет. Например, русты окрашены в красный цвет, возможная окраска может быть белой.

Французский классицизм: пышность и тожественность

Пантеон. Париж. Классицизм. Архитектор — Жак-Жермен Суффло (Jacques-Germain Soufflot)

Во Франции классицизм появился в конце XVIII века, когда в Англии он уже изживал себя. На раннем этапе французский классицизм еще наследует черты рококо. Этот стиль выбрал архитектор Жак-Жермен Суффло (Jacques-Germain Soufflot) для своего Пантеона (церковь святой Женевьевы).

Триумфальная арка. Париж. Французский Ампир. Архитектор – Жан Шальгрен (Jean Chalgrin).

Поздний классицизм во Франции (Французский Ампир) — это помпезность, пышность, праздничность. Яркий пример — Триумфальная арка в Париже. Одновременно в Европе и за ее пределами зарождаются стили, лишенные «украшательств», — более простые, понятные, близкие по духу местным жителям: Бидермейер — в Германии и Австрии, Федеральный — в США.

Жилое строение в США. Федеральный стиль в архитектуре.

Влияние на римлян эллинистической культуры

На римлян глубоко повлияли все аспекты эллинистической культуры. В архитектуре они по существу приняли классический язык и приспособили его к новым ситуациям и использованию. В отличие от древнегреческих прототипов, которые обычно располагались так, чтобы их было видно издалека, большая часть монументальной римской архитектуры находится в более закрытых или городских районах. Это, возможно, сыграло свою роль в переходе от греческого предпочтения колоннад к частому Римскому использованию прикладных колонн и пилястр для сочленения стены. Римляне использовали дорический, Ионический и Коринфский ордена гораздо свободнее, чем греки, создавая свою собственную версию дорического и используя Коринфский гораздо чаще. Они также добавили еще два порядка к репертуару: Тосканский, более простой, более массивный вариант дорического, полученного из этрусской архитектуры; и композитный, сочетание волют Ионического с коринфскими листьями аканта. Римляне не только адаптировали существующий классический язык, но и использовали новые формы, а также разработали новые методы строительства и способы использования материалов. Арка была особенностью этрусской архитектуры, тем не менее римляне сделали его своим собственным, используя его как структурное и символическое устройство. Арка позволила создать большие мосты и акведуки, которые облегчили транспортировку продовольствия и воды, способствуя беспрецедентной концентрации людей в городских центрах. В период своего расцвета Рим был домом для более чем 1 миллиона жителей, многие из которых были размещены в многоэтажных блоках под названием островок, строительство которых стало возможным благодаря инновационному использованию арки из кирпича и бетона. Арка и другие инновационные методы строительства позволили осуществить еще два важных проекта: свод и купол.

Они чаще всего использовались в больших банных комплексах, таких как Каракалла (ок. 215 н. э.) и Диоклетиана (ок. 306 н. э.) В Риме, а также во дворцах, включая дом Нерона в первом веке (Золотой дом).

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector