Wowstick.ru

Строительный журнал
16 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Нормы естественной убыли при перевозке железнодорожным транспортом цемента

Потери при хранении нефтепродуктов в резервуарах — нормы, причины, способы сокращения и ликвидации потерь

Потери нефтепродуктов при хранении в резервуарах признаются неизбежными, и меры по борьбе с ними – головная боль всех владельцев резервуарных парков. Потери разделяют на количественные и качественные. Количественные приводят к уменьшению объема хранящегося нефтепродукта, качественные – к ухудшению качества топлива при сохранении его объема. Третий подкласс потерь определяется как количественно-качественные.

Виды потерь зерна при транспортировке

Потери зерна при транспортировке можно условно разделить на две группы:

  1. по количеству (недостача веса);
  2. по качеству (расхождение в качественных показателях зерна).

В свою очередь, потери зерна при транспортировке как по количеству, так и по качеству делятся на нормативные (допускаемые) и сверхнормативные .

Читать по теме:

В предыдущих материалах я подробно описал причины сверхнормативных потерь зерна при транспортировке; подобрал нормативную базу, которая регламентирует данные потери и, самое главное, дал практические советы по их минимизации.

В этой статье я хочу сместить акцент обсуждения и поговорить о нормативных потерях зерна при транспортировке. Это потери, наличие которых допускает и регламентирует законодательство Украины. Для начала необходимо ответить на несколько важных вопросов.

Во-первых , кто ответственен за нормативные потери зерна при транспортировке? На кого ложатся нормативные потери зерна при транспортировке в конечном счете?

Во-вторых , действительно ли эти нормативные потери зерна ничтожно малы и не влияют на зерновой бизнес, или они в своем денежном эквиваленте почти сравнялись с маржинальностью самого бизнеса.

В-третьих , кто заинтересован в существовании нормативных потерь зерна при транспортировке? Кто получает от этого материальную выгоду?

В-четвертых , что нам с этими нормативными потерями делать?

Теперь об этом по порядку.

  1. При обнаружении нормативных потерь (расхождений) по количеству или качеству перевезенного зерна автомобильным или ж/д транспортом груз считается доставленным без потерь . Соответственно, никто не несет материальной ответственности за нормативные потери зерна в процессе транспортировки (ни перевозчик, ни грузоотправитель) и они в полном объеме ложатся на плечи владельца зерна.

Если копнуть глубже, станет понятно, что владелец зерна (зернотрейдер, экспортер, внутренний переработчик) закладывает эти нормативные потери в закупочную стоимость зерна (наряду с другими логистическими затратами). Поэтому, чем выше нормативные потери, тем меньше готов зернотрейдер заплатить сельхозпроизводителю . Таким образом, за нормативные потери при транспортировке в конечном счете расплачивается сельхозпроизводитель, т.к. он получает меньшую цену за свое выращенное зерно. Поэтому нормативы потерь зерна при транспортировке необходимо пересмотреть и уменьшить в разумных пределах.

  1. Какова же величина нормативных (допускаемых) потерь зерна при транспортировке для различных видов транспорт?

«При определении количества груза при помощи взвешивания, Перевозчик не несет материальную ответственность в случае расхождения между массой груза, указанной в ТТН и фактической массой груза, если разница масс не превышает:

а) «нормы естественной (природной) убыли груза при транспортировке» — 0,07% от массы груза согласно Постановлению ГОССНАБА СССР № 63 от 02.06.1986 г. «Об утверждении норм естественной убыли отдельных видов грузов при перевозках автомобильным транспортом».

б) «технической нормой точности весов. » — 20-80 кг на одной автомашине , в зависимости от типа автомобильных весов.

Читайте так же:
Ремонт бетона цементным раствором

Давайте на примере подсолнечника рассмотрим величину допускаемых потерь при транспортировке в денежном выражении (подсолнечник — одна из самых дорогих масличных культур):

  • норма недостачи груза по количеству для ж/д транспорта — 0,5% от веса нетто;
  • норма недостачи груза по количеству для автотранспорта — 0,17% от веса груза ;
  • допускаемые расхождения при определении качества подсолнечника — +/-1,5% от массы подсолнечника включают в себя:

+/-0,5% — допускаемая погрешность при определении влажности подсолнечника;

+/-1% — допускаемая погрешность при определении сорной примеси в подсолнечнике с сорной примесью 3,1-4%.

Таким образом, только нормативные потери подсолнечника при транспортировке могут составить:

  • для ж/д транспорта — 2,0% от массы груза;
  • для автотранспорта — 1,67% от массы груза.

В денежном выражении при стоимости подсолнечника 11 000 грн/т потери только в пределах допускаемых норм потерь для железнодорожного транспорта составляют 220 грн на 1 тонне , что сопоставимо с общей доходностью переработки подсолнечника в Украине.

Нормативные потери подсолнечника при транспортировке автомобильным транспортом составят 187 грн/т.

Как мы видим, нормативные (допускаемые) потери подсолнечника при транспортировке — это колоссальный ущерб для владельцев подсолнечника и в конечном итоге — для сельхозпроизводителей, занимающихся выращиванием этой культуры.

Аграрии с нетерпением ждут урожая, зернотрейдеры наращивают темпы, готовясь к летнему рывку, транспортники ввели в эксплуатацию все имеющиеся подвижные составы. На старт, внимание! Каждый участник зернооборота в Украине заинтересован в результате, но не ко всему можно подготовиться заранее, не все удается просчитать. Например, потеря зерна при транспортировке – реальность, с которой нужно мириться. Или не нужно? Можно ли искоренить пресловутую «усыпку, утечку, усушку, утруску»? Давайте разбираться.

Прежде всего – нормативно-правовая база. В советское время всё старались регламентировать, контролировать. «Нормы естественной убыли…» для автотранспорта от 1986 г. устанавливали допустимые потери: при бестарной перевозке (насыпью) – 0,07, тарной – 0,05%. Также указывались предельные показатели, связанные с километражем:
– до 25 км – 0,04;
– 25–50 – 0,05;
– 50–100 – 0,07;
– каждые дополнительные 100 км – 0,02.

Однако в 2017 г. среди 318 документов той эпохи постановление было отменено, остались «Правила перевозок автомобильным транспортом» (1998 г.), где фигурирует цифра – 0,17% от общего веса.

Правила железнодорожных перевозок фиксируют бóльшую цифру – 0,5%. Большинство грузовладельцев считает эту норму завышенной, позволяющей намеренно искажать данные (напр., при приеме на элеваторе).

Из этого следует второй аспект – добросовестность работников лабораторий, элеваторов, терминалов, транспортных компаний. Речь не о случайном просыпании зерна во время загрузки-выгрузки и более-менее длительном путешествии по ухабистым украинским дорогам.
Загадочные потери происходят в диапазоне вероятных весовых отклонений – количественные и качественные.

Понятно, это обуславливается различными технологиями взятия проб, погрешностями весовых комплексов (20–80 кг/автомобиль). Однако может быть связано с политикой компании – честность, прозрачность, ориентированность на долговременное партнерство или сиюминутная, граничащая с правонарушением выгода (причем, по мнению экспертов, весьма крупная – 1–2% от всего оборота зерновых).

Нормативные потери (из расчета естественной убыли) не считаются критическими и ложатся на плечи владельца груза, тем самым занижая стоимость зерна. В этой ситуации возможно проведение независимой экспертизы, однако это больше исключение, чем правило.

Читайте так же:
Как узнать что цемент плохой

Ненормативные – превышающие указанные показатели, оспариваются с составлением акта недостачи.
Потери, связанные с ухудшением качества продукта (при транспортировке и хранении) – еще один болезненный вопрос. В идеальных условиях зерно способно храниться долгое время с минимальным снижением качества (0,08–0,3% – годовой расход сухого вещества). Однако реальные условия хранения не всегда соответствуют стандартам, потому зерновладелец должен быть готов к совокупным потерям до 1–2% при транспортировке и хранении (к примеру, в напольном складе). Откуда берутся эти цифры?

Основные показатели качества зернового продукта – влажность (свыше 15% не принимается для транспортировки), сорная примесь. По существующим ГОСТам погрешность содержания сора (1–2%) в пшенице 2-ого класса составляет +/–0,6%, влажность +/–0,5%. При хранении от 3-х месяцев до одного года (на элеваторах, складах, специализированных площадках) пшеница теряет в качестве от 0,045 до 0,16%. Путем нехитрых вычислений имеем данные:
• 0,17 + 0,6 + 0,5 + 0,16 = 1,43% + до 80 кг на каждую машину – максимальные нормативные потери при перевозке автотранспортом и хранении до года;
• 1,76% – ж/д транспортировка.
Вот и выходим на пресловутые один-два процента убыли; при средней цене за тонну 5 500 грн получаем внушительную сумму (часто превышающую стоимость транспортировки).

Применение правил перевозки перевозки опасных веществ железнодорожным транспортом

При транспортировке опасных грузов железнодорожным транспортом нужно соблюдать специальные правила и нормы. Эти правила касаются самого груза, сопроводительной документации, персонала, железнодорожного транспорта и так далее.

Основные правила следующие:

  • При перевозке необходимо соблюдать температурный режим внутри контейнера или вагона, поскольку многие вещества очень чувствительны к перепаду температур.
  • Также следует избегать контакта опасных веществ с другими материалами, чтобы избежать утечки, окисления, взрыва и так далее.
  • При транспортировке нужно придерживаться специальных скоростных режимов, которые зависят от каждого конкретного участка железной дороги.
  • Поезд с вагонами не должен пересекать крупные населённые пункты, больницы, санаторно-курортные учреждения и так далее.

Транспортировка должна осуществляться в специальной упаковке:

  • Все опасные грузы должны быть плотно и надёжно упакованы, чтобы избежать утечки и просыпания опасного вещества.
  • Стена ящика должна быть выше упакованного груза хотя бы на 5 сантиметров.
  • Можно перевозить несколько различных опасных грузов в одной упаковке в пределах одного места, если такие вещества допускают совместную транспортировку.
  • Также существует ряд специальных требований, которые применяются в зависимости от конкретного типа груза. Например, в случае транспортировки легковоспламеняющихся или ядовитых веществ тара должна быть герметичной. Другой пример: если перевозится какое-либо опасное вещество в стеклянной таре, то необходимо поместить тару в специальные деревянные, пластиковые или металлические ящики (вес каждого ящика — не более 50 килограмм); свободное пространство между стеклянной тарой и ящиком необходимо заполнить негорючими впитывающими материалами.

Вагоны и локомотив должны также соответствовать специальным требованиями:

  • Вагоны должны быть исправными; перед погрузкой товаров необходимо пройти специальную экспертизу, чтобы удостовериться в исправности вагона.
  • На вагонах должны быть специальные приспособления для крепления груза (если в них есть необходимость).
  • Перед отправкой на все вагоны необходимо нанести специальную маркировку, которая будет соответствовать перевозимому грузу.
  • Локомотив должен соответствовать всем государственным нормам.
  • Тепловоз или электровоз должен быть оборудован техникой для тушения пожара в случае возгорания.
Читайте так же:
Цемент свойства технология производства

Документы на перевозку

Для осуществления перевозки вам понадобятся следующие документы:

  • Лицензия. Для получения лицензии необходимо обратиться в Управление государственного железнодорожного надзора Ространснадзора и предоставить следующие документы — заявление, уставные документы транспортной компании, договор, который подтверждает право собственности на железнодорожный состав (договор купли-продажи, договор аренды и так далее), приказ о назначении ответственного лица и некоторые другие.
  • Разрешение Министерства транспорта РФ. Для получения этого разрешения необходимо обратиться в отделение Министерства транспорта и предоставить следующие документы — маршрут транспортировки, лицензия, документы на железнодорожный транспорт и некоторые другие.
  • Накладная. Этот документ заполняется самой транспортной компанией, а содержит накладная основную информацию о грузе. Правила заполнения ТТН вот здесь.
    В накладной необходимо обязательно отразить тот факт, что груз является опасным. Также необходимо указать следующую информацию — код опасности груза, номер ООН, название груза, номер аварийной карточки и так далее.
  • Разрешение руководства станции. Также вам перед транспортировкой необходимо получить разрешение руководства станции, где будет осуществляться разгрузка и погрузка товаров.
    Чтобы получить разрешение, нужно написать заявление, приложить к нему документы (копия накладной, разрешение Министерства транспорта и так далее) и отправить их начальнику станции. Разрешение необходимо получить хотя бы за 1 день перед погрузкой и прибытием железнодорожного транспорта на станцию.
  • Свидетельство о техническом состоянии вагона (оформляется в случае аренды и/или покупки старого вагона), удостоверение о производстве ремонта (оформляется в случае ремонта вагона) или акт технической экспертизы нового вагона (оформляется в случае покупки или аренды нового вагона).
    Чтобы получить один или несколько таких документов, необходимо обратиться к начальнику станции, где будет производиться погрузка опасных веществ, чтобы он назначил проведение независимой экспертизы для получения этих документов.
  • Документы, которые подтверждают личность и юридический статус людей, которые будут осуществлять сопровождение груза: паспорт, удостоверение сопровождающего лица и так далее.
  • Разрешение МВД, если осуществляется перевозка особо опасного груза. Чтобы получить его, нужно обратиться в отделение МВД и предоставить следующие документы — заявление, документы на груз, лицензия на груз, разрешение Министерства транспорта РФ и некоторые другие бумаги.

Рекомендации по списанию и учету товарных потерь

Первым делом, если в процессе инвентаризации или приемки выявлены потери товара, нужно определить, какие они: количественные или качественные. От этого зависит порядок дальнейших действий. Причины убытков следует сформулировать как можно подробнее.

Пример акта списания товарных потерь

В инвентаризационном акте указывают:

  1. Наименование, артикул и сорт проблемных товарных запасов.
  2. Стоимость и количество поврежденных/испорченных продуктов.
  3. Вероятные причины количественных или качественных потерь.
  4. Виновников качественных потерь.
  5. Выводы по дальнейшему использованию товара – реализация по сниженной цене, сдача в утиль или на переработку, уничтожение.

Если потери не превышают пределов, обусловленных естественной убылью, их списывают на основании установленных норм. Для каждого типа товаров они разные. Эти нормы утверждены на законодательном уровне в приказах Минпромторга, Минсельхоза, Минфина. Правила списания естественных убытков определены Методическими рекомендациями по бухучету. Это издержки обращения, не облагаемые налогом.

Читайте так же:
Гост цемент технические требования

Бывает, что для каких-то категорий товара нормы естественной убыли в официальных документах не указаны. В таком случае списывать ее на затраты нельзя.

Если же потери выходят за границы нормы, их возлагают на виновных лиц. Назначается комиссия с бухгалтером или экономистом в составе, которая и выясняет все обстоятельства. Виновников вносят в соответствующий протокол, оформляется акт списания и обоснованное заключение комиссии. Виновные лица должны компенсировать нанесенный урон. Обычно его высчитывают с заработной платы, реже – сотрудники выплачивают убытки наличными.

Для сбора информации о суммах потерь предназначен счет 94 (Недостачи и потери от порчи ценностей). За исключением некоторых случаев:

  • если найти виновников сверхнормативных убытков невозможно, потери списываются на финансовые результаты организации по счету 91 (Прочие доходы и расходы);
  • если к потерям привели пожар, наводнение или другие природные явления, их относят к чрезвычайным затратам по счету 99 (Прибыли и убытки);
  • если сверхнормативные убытки возникли в процессе транспортировки, претензии предъявляются поставщику или перевозчику, в учете это отражается как дебиторская задолженность на счете 76 (Расчеты с дебиторами и кредиторами).

Правила перевозки грузов железнодорожным транспортом – 2021: общие условия

Основной документ, в котором прописан порядок ж/д грузоперевозок – это Устав железнодорожного транспорта. Он был утвержден федеральным законом № 18-ФЗ от 10.01.2003, и последний раз обновлялся 23 ноября 2020 г. В частности, здесь дано определение, что такое «груз» (ст.2) — это объект (предметы, сырье, материалы, полезные ископаемые и т.д.), перемещаемый в контейнерах или грузовых вагонах, после того, как он принят к перевозке в установленном порядке.

Особо выделено понятие «опасный груз», при перевозке которого может быть нанесен вред жизни и здоровью граждан, окружающей среде или техническим средствам, включая емкость, где он размещен. В частности, правила перевозок опасных грузов по железным дорогам включают обязанность грузоотправителя наносить коды опасности на вагоны, контейнеры и тару (ст.18 закона № 18-ФЗ). Что относится к грузам повышенной опасности, решает Правительство. Они перемещаются по железной дороге только по специальному разрешению.

Грузоотправители должны подготовить перевозку груза с соблюдением полного комплекса установленных требований. Они обязаны обеспечить:

  • безопасность движения ж/д транспорта;
  • сохранение качества перевозимой продукции;
  • защиту от повреждения груза, вагона, контейнера;
  • экологическую и пожарную безопасность при перевозке груза.

Чтобы осуществить грузоперевозку ж/д транспортом, отправитель груза направляет перевозчику заявку — не менее, чем за 10 дней (если грузоперевозка международная, то не менее, чем за 15 дней). Она рассматривается в 2-дневный срок. Если перевозчик решит, что может заявку удовлетворить, то отправляет ее на согласование владельцу инфраструктуры. Либо мотивированно отказывает грузоотправителю в ее удовлетворении (ст.11 закона № 18-ФЗ).

Владелец инфраструктуры в течение пяти дней рассматривает заявку перевозчика (при международных перевозках в течение 10 дней), после чего возвращает ее с пометкой о согласовании – отрицательной или положительной. Согласованная заявка, как перевозчиком, так и владельцем инфраструктуры передается грузоотправителю – не позже, чем за три дня до осуществления перевозки.

Вышеупомянутый Приказ Минтранса № 256 об утверждении Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом регламентирует следующие вопросы, касающиеся всех ж/д перевозчиков:

  • порядок переадресовки грузов и пустых вагонов, если меняется грузополучатель и/или станция назначения (раздел II);
  • правила составления актов при грузоперевозках (раздел III);
  • правила оформления транспортной ж/д накладной (раздел IV);
  • порядок и сроки хранения грузов на железнодорожной станции, куда они прибыли (раздел V).
Читайте так же:
Цементный мост при консервации

Так, в п.43 общих Правил перевозок грузов железнодорожным транспортом говорится, что обстоятельства, при которых возникает ответственность со стороны грузополучателя, грузоотправителя или перевозчика, фиксируются:

  • либо в коммерческом акте;
  • либо в актах общей формы;
  • либо в других актах.

Именно эти документы являются средствами доказывания факта нарушения обязательства одной из сторон. Какой акт оформляется, зависит обстоятельств, которые он удостоверяет. Например, коммерческим актом удостоверяется (ст.119 закона № 18-ФЗ):

  • несоответствие таких параметров груза, как масса, наименование, количество мест;
  • обнаружение груза без необходимых перевозочных документов;
  • повреждение груза;
  • его непередача на железнодорожный путь;
  • возвращение похищенного груза.

Другие обстоятельства удостоверяются иными актами, в частности, актами общей формы.

Детальные условия и порядок грузоперевозок ж/д транспортом регулируются специальными правилами, которые устанавливает Минтранс для определенных грузов – опасных, скоропортящихся, подкарантинных, с объявленной ценностью, с сопровождением и т.д.

Правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом

Требования к подобным грузоперевозкам установлены Правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам, утв. СЖТ СНГ, протокол от 05.04.1996 № 15 (ред. от 27.11.2020).

Так, разделом 1.2 введена классификация опасных грузов. По характеру опасных свойств они разделены на девять классов, некоторые из которых имеют дополнительные подклассы. Условия перевозок таких грузов зависит от того, к какому классу они относятся.

Например, транспортировка ж/д транспортом газа (класс 2) осуществляется в специализированных контейнерах, баллонах или сосудах с соответствующей окраской, и при соблюдении всех технических стандартов, предъявляемых к данным емкостям.

Правила перевозок скоропортящихся грузов железнодорожным транспортом

Данные правила регулируются Приказом Минтранса № 66 от 04.03.2019. Особые требования предъявляются к температурному режиму емкостей, их вентилированию и охлаждению.

Грузоотправитель заранее согласовывает с грузополучателем условия перевозки скоропортящегося груза. В накладной определяется скорость его передвижения. Грузоотправитель не несет ответственности перед грузополучателем, если порча груза произошла вследствие непреодолимой силы.

Полные тексты нормативных документов в актуальной редакции вы всегда сможете посмотреть в КонсультантПлюс.

Секреты эффективной доставки молочных продуктов

Правильная организация перевозки — гарантия сохранности груза, соблюдения сроков и отсутствия претензий у грузополучателя.

  • Подбирает тару — используются единицы, соответствующие нормам, стандартам законодательства.
  • Проводит опломбирование каждой единицы партии.
  • Проверяет данные, указанные в документах отправителя — необходимый температурный режим.
  • Составляет договора, где оговариваются важные нюансы — тип продукции, температурный режим, возврат тары, вид автомобиля, ответственность сторон.
  • Заполняет накладную — при транспортировке бестарным методом в документе указывают объем, кислотность продукта, температуру. При наливном методе — проверяют целостность пломб.
  • Осуществляет прием продукции. Строго по количеству единиц тары: фляги, корзины, бочки, ящики.
  • Погрузка — быстрая с использованием специальных площадок, оборудованных эстакадами, рампами.

Перевозчик молочной продукции тщательно оформляет сопроводительные документы, чтобы избежать задержки груза в пути, его конфискации, претензий санитарных органов надзора.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector