Wowstick.ru

Строительный журнал
1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Мой храм разобран по кирпичу

Древность здания напоминает о прошлых ошибках. Сонники предлагают различные способы их выявить и исправить. В толкованиях учитывается сакральная значимость руин, время суток, внешние обстоятельства, мешающие придерживаться принципов.

Нередко образ отражает духовную неудовлетворённость, спад интереса к жизни. Острые негативные переживания, стресс грозят дать старт развитию заболевания.

Эзотерика развеивает иллюзии

Как сообщает Эзотерический сонник, старая разрушенная церковь является в ночных грёзах как напоминание об истинном предназначении. Крысиные бега ради материального благополучия всё дальше уводят от того, что безвозмездно дарит настоящее счастье.

Крушение святыни отождествляется с иллюзиями, нежеланием признавать, насколько бедственно положение. Иногда старинных сооружений олицетворяют слишком захватывающие размышления о минувших днях. Воспоминания, идеализация прошлого мешают адаптироваться в реальности.

Приснилось, что действие происходит ночью

Велесов сонник полагает, оказаться на месте храма в ночное время довелось неспроста. Сновидец сейчас переживает не лучшие времена, главное испытание ещё впереди. Победа окупится с лихвой: недоброжелатель будет повержен, в деловой сфере возможен финансовый прорыв.

Стародавность постройки символизирует встречу с давним приятелем, задушевную беседу. Темнота вокруг сулит удивительное открытие, пересмотр прежних взглядов, неизбежность перемен.

Какие настроения преобладали во сне

Если довелось видеть во сне старую разрушенную церковь, которая дорога наяву, грядущие события в действительности также грозят огорчить. Предпринятые немалые усилия могут оказаться напрасными, высок риск потерять вложенный капитал.

Сонник обнадёживает, что неудачи удастся избежать, если семь раз отмерить прежде, чем делать решающие шаги. Сновидение навеяно подозрением, что в ваши планы закрался серьёзный недочёт.

Кирпичи веры. Пять зданий Кирова, построенных из останков разрушенных храмов

Рассказываем, какие церкви города были разобраны на стройматериалы и каким объектам они дали жизнь.

Многие кировчане знают о том, что в 30-40-х годах на волне борьбы советской власти с религией в Вятке было разрушено немало церквей. Но далеко не все знают, что из частей некоторых храмов, взорванных «на кирпич», в Кирове было построено несколько знаковых зданий. Каких именно, читайте дальше.

Центр досуга «Практикум», бывший кинотеатр «Октябрь» (ул. Карла Маркса, 81)

В районе «Октября» раньше располагалась Владимирская слободка, которая получила своё название в честь церкви, построенной ещё в 1707 — 1724 годах. Слободку затем присоединили к городу и тоже назвали Владимирской. До революции храм считался памятником архитектуры, а в 1924 году состоял на учёте в Главнауке Народного комиссариата просвещения РСФСР. Церковь действовала до 1935 года, президиум горсовета дважды ходатайствовал перед ВЦИК о её закрытии. Разрешение было получено только в 1936 году, а кирпичи пошли на строительство нового современного кинотеатра «Октябрь».

Летом 2017 года кинотеатр «Октябрь» перестал существовать в привычном виде. После того как НП «Смена» отказалось от кинотеатра, долгое время было неясно, что же будет со зданием. Новым арендатором «Октября» стал музейно-выставочный комплекс «На Спасской». В здании был проведён ремонт, а вместо кинотеатра открылся центр досуга «Практикум».


Владимирский собор, 1900-1905 годы

Центральная гостиница (ул. Ленина, 80)

В 1934 году, после переименования Вятки в Киров и присвоения городу статуса областного центра, было принято решение о возведении приоритетных объектов. Одним из них стала Центральная гостиница. Она должна была расположиться на перекрёстке улиц Ленина и Коммуны (сейчас Московская — прим. ред.), где стоял Воскресенский собор. В 1935 году по инициативе президиума горсовета этот храм был исключён из списка памятников архитектуры «как сильно разрушенный», а в 1937 году разобран. Сохранившаяся часть кирпича пошла на постройку гостиницы «Центральная».

Кировский крайисполком объявил конкурс на лучший проект. Его победителем стал архитектор Иван Чарушин. Четырёхэтажное здание гостиницы состояло из трёх частей: средняя выходила на перекрёсток улиц Ленина и Коммуны, а по бокам располагались одинаковые корпуса с квадратными башнями по фасадным концам. В здании располагались парикмахерская, почта, продуктовый магазин и ресторан.

Стоит отметить, что сам Иван Чарушин был одним из прихожан снесённого храма, венчался там в 1896 году, а в 1901 году крестил своего сына Евгения. Некоторые авторы отмечали, что у архитектора не поднялась рука строить Центральную гостиницу на фундаменте снесённого Воскресенского собора, именно поэтому она имеет такую закруглённую форму, которая как будто обнимает место, где раньше стоял храм.

До 1950-х годов Центральная гостиница была симметричной. В 1957 году к крылу здания по улице Коммуны по проекту архитектора Бориса Александрова сделали пристройку, значительно увеличившую число номеров. При этом была утрачена двусторонняя симметрия здания. Тогда же, в конце 1950-х, застеклили венчавшую центральную часть здания открытую галерею.


Воскресенский собор, 1920-1930 годы

1937 год, строительство Центральной гостиницы

1947 год

2013 год

Северные бани (ул. Профсоюзная, 44)

В начале улицы Московской долгое время находился главный храм Вятки — Свято-Троицкий кафедральный собор, построенный в 1760-1772 годах. Собор имел высоту более 53 метров и состоял из пяти ярусов. Всё это создавало уникальный образ хлыновского Кремля. Святыня возвышалась над городом и особенно хорошо просматривалась со стороны реки. Во время создания «регулярного» плана города одна из основных улиц была направлена на храм. С собором были связаны и многие традиции духовной жизни дореволюционной Вятки: здесь хранился образ Святителя Николая, отсюда также начинался Великорецкий крестный ход.

В 1935 году храм был разрушен вместе с колокольней, а из кирпичей кафедрального собора выстроили корпус Северных бань.

Здание правительства Кировской области, бывший Дом Советов (ул. Карла Либкнехта, 69)

В 1937 году был взорван Александро-Невский собор. Здание храма поистине можно было назвать сердцем Вятки. Оно было построено по проекту ссыльного архитектора Александра Витберга и возвышалось на пересечении улиц Семёновской (Воровского — прим. ред.) и Казанской. По словам экспертов, кирпичи разрушенного храма могли пойти на строительство сразу нескольких зданий в Кирове.

Автором проекта нового административного здания стал молодой архитектор Евгений Громаковский, выигравший конкурс. Строительство Дома Советов началось ещё в 1937 году, до 1941 года были возведены стены, частично сделаны временные деревянные перекрытия. Стройка остановилась с началом Великой Отечественной войны, а сам Громаковский ушёл на фронт, где погиб в одном из боёв. В военный период строение было отдано под пехотное училище и даже квартиры для персонала эвакуированных рабочих.

Строительство Дома Советов возобновилось лишь в 1948 году под руководством архитектора Никиты Козлова. За год была проведена внутренняя и наружная отделка здания: оборудован большой зал заседаний и холл-вестибюль с трёхмаршевыми лестницами по бокам.

Читайте так же:
Кирпич пустотелый м150 победа лср

В 1980 году к Дому Советов по проекту архитектора Валерия Зянкина с западной стороны был сделан пристрой. А перед главным входом в здание поставлен памятник Ленину.

Драмтеатр (ул. Московская, 37)

Частица Александро-Невского собора, причём весьма существенная, есть и в стенах нынешнего здания Кировского драмтеатра, построенного в 1939 году. До этого момента на Хлебной площади (сейчас Театральная — прим. ред.) функционировало двухэтажное деревянное здание театра в русском стиле, которое из-за ветхости разобрали. В 1939 году новый театральный сезон открылся уже в новом каменном здании. По одной из распространённых версий, в основание нового театра были заложены нераскрошенные глыбы взорванного Александро-Невского собора.

Проектировали здание «Драмы» московские архитекторы Андрей Буров и Александр Федоров, а рабочие «Метростроя» сделали огромную люстру для зрительного зала. Строительные работы производил трест «Кировстрой». Отделка зрительного зала была осуществлена по проекту всё того же архитектора Евгения Громаковского. Скульптурно-отделочные работы на фасаде и в интерьерах выполнены бригадой лепщиков под руководством Николая Захваткина.

Новые времена

Торжество разрушения 1930-го продолжалось десятилетиями. Уцелевшие прясла крепостной стены обваливались, реставрация, начинавшаяся в монастыре в 1960-е и 1980-е годы, дважды обрывалась из-за безденежья. 45-метровая башня «Дуло» треснула по всей высоте и была схвачена стальными скрепами, чтобы не рухнула вовсе. Монастырские здания занимал промышленный комбинат общества «Рыболов-спортсмен» — здесь делали крючки и прочие рыболовные снасти. Сводчатые палаты XVI–XVII веков были превращены в цеха, заставленные оборудованием. В стенах и сводах пробивали отверстия для промышленных нужд. Территория обратилась в помойку…

Шестьдесят лет спустя возрождение монастыря началось, как ни странно, с того же — с разгребания завалов.

В 1991 году остатки Симонова монастыря возвратили верующим, и они начали избавляться от советского «наследия».

Благоустраивали территорию, собирали обломки надгробий уничтоженного монастырского кладбища. Расчищали подвалы храма от хлама, мусора и земляной засыпки в несколько метров. В храме не было ни кровель, ни окон, по весне по древним стенам ручьями текла талая вода, на крыше росли деревья… Знаменитый, отмеченный в фундаментальных трудах по истории русского искусства голландский щипец (фронтон трапезной) держался на честном слове, только за счет собственного веса, никак не был укреплен. Сегодня во все это уже трудно поверить, так много восстановлено трудами прихожан.

Презентация «История храмов Каменского района»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Презентацию подготовил: учащийся 7 класса Дудкин Павел МКОУ «Тимирязевская ООШ» Каменского муниципального района Воронежской области История храмов Каменского района

Главная цель моей работы – воспитание духовно-нравственных чувств, чувства гордости за свой район, изучение истории нашего края, приобщение к православным традициям. Главная цель моей презентации– воспитание духовно-нравственных чувств, чувства гордости за свой район, изучение истории нашего края, приобщение к православным традициям. Проблемные вопросы: Сколько было храмов в нашем районе? Когда построены? Их название? Кто был первым священником? Сколько человек составлял приход?

Краткие сведения о ранее работавших православных храмах на территории Каменского района Наши места начали заселяться с начала 18 века. И с того времени в населённых пунктах начали строиться храмы. Самая первая церковь была построена самом старом селе Марки в 1722 году. В 19 веке появились церкви в самых крупных хуторах, после чего они получили статус слобод – Коденцево, Верхмарки. На Руси каждая церковь посвящалась какому-либо празднику, связанному с Господом Иисусом Христом, Богородицей или святыми.

Тхорёвка Церковь в слободе Тхорёвка — Богословская, была построена в 1869 году. Храм был закрыт в 30 годы, позже использовался как склад для сельхозпредприятия. Здание сохранилось до наших дней. В 1994 году церковь поставлена на государственную охрану как памятник истории и архитектуры Воронежской области.

Ситниково Покровская церковь в слободе Ситниково (Пушкино), каменная с колокольней, построена в 1836 году. При ней один штат. Подцерковной пахотной земли тоже 33 десятины. Приход насчитывал 780 душ, включая хутора Фощеватый, Гойкалов. Священниками при ней были Иоан Путилин, И. Фёдоров, Н. Барбарин. Здание церкви не сохранилось.

Верхние Марки Церковь в слободе Верхмарки – Крестовоздвиженская – каменная, с колокольней, построена в 1863 году. С тридцатых годов помещение церкви служило складом для хранения зерна. С 1994 года церковь находится под государственной охраной как памятник истории и архитектуры Воронежской области

Евдаково Николаевская церковь в селе Евдаково, каменная, построена в 1844 году. В церковной ограде в 1880 годы находился каменный дом, в котором размещалось приходское училище. Недалеко от церкви хоронили священников и знатных людей округи. В 1916 году здесь же был похоронен Пётр Никитович Самохин, торговец и попечитель учебных заведений. В 50 годы церковь была разрушена, а мраморный памятник необычной формы и сейчас стоит на местном кладбище

Татарино Церковь в слободе Татарино – Сретенская – каменная с приделом Святого Николая, построена в 1822 году. Первоначально жители её были переселены в 1711 году из слободы Белогорье Острогожского уезда. С собою первые поселенцы взяли на новое место иконы и другие церковные принадлежности и построили деревянную церковь. Церковь была закрыта в начале тридцатых годов. Помещение было приспособлено под колхозный склад, а в 1952 году разобрано и передано для строительства Ольховлогского сепаратного пункта. Сейчас на месте церкви стоит Дом культуры.

Коденцево Благовещенская церковь в слободе Коденцевой, каменная, с колокольней, построена в 1815 году. Священники Пётр Алфёров, Иоан Смирницкий. К церкви относился хутор Пилип. Здание было разрушено в тридцатые годы, кирпич использовали для различных строений. На месте, где стояла церковь, тоже построили здание Дома культуры.

Марки Церковь в слободе Марки – Вознесенская – построена в 1822 году. Земли 33 десятины. Прихожан 1630 душ. В приходе хутор Козка, Елчанск. Священники Василий Петрович Автономов, Михаил Дмитриевич Иваньшин. Здание было разрушено в 50 годы.

Карпенково Троицкая церковь в слободе Карпенково построена в 1826 году. В приходе хутор Новоосиновка (Ольхов Лог) и хутор Панков. Священник Иван Васильевич Ракитин. Здание церкви не сохранилось. В середине тридцатых годов было запланировано построить в Карпенково машино — тракторную станцию. Церковь разобрали, а кирпич использовали для строительства.

Крутец Крутец – церковь Михаила Архангела. В 1908 году на средства, выделенные царём Николаем II (по рассказам старожилов), было начато строительство. Возвели стены, но до куполов дело не дошло. После 1917 года разобрана. Память о месте, где стояла церковь – церковный колодец. В настоящее время он отремонтирован, местные жители берут из него воду.

Читайте так же:
Стандарт шва между кирпичами

Ольхов Лог Ольхов Лог – церковь Илии пророка, построена в 1902 году, разрушена в 1929 году местными активистами. Из церковных брёвен сложили здание сельского клуба. Волчанское Волчанское – церковь Рождества пресвятой богородицы, построена в 1907 году. В 30 годы закрыта. По свидетельству старожилов, в 1942 году взорвана мадьярами.

Пилипы Строительство церкви Казанской иконы Божией матери велось с 1904 по 1912 год. Здание кирпичное, расположено на холме в центре села. Строилась церковь за счёт пожертвований местных жителей из своего кирпича, который изготовляли тут же за селом. В тридцатые годы церковь была закрыта. В 1994 году поставлена на государственную охрану как памятник истории и архитектуры.

Тимирязево В нашем селе Тимирязево церковь Вознесения Словущего, начала строиться в 1905 году за счёт пожертвований местных жителей. С 1911 года церковь стала действующей и прослужила прихожанам до 1917 года. Располагалась она в центре села. В 30 годы здание было разобрано, кирпич использовался при строительстве Дома Советов в Каменке. Сейчас на месте церкви находится здание Россошанского социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Трёхстенки В 30 годы работала только Успенская церковь в Трёхстенках. Она построена в 1856 году. С 1969 года по 1989 год в Успенской церкви служил отец Александр, в миру Александр Викторович Долгушев. В настоящее время службу ведёт иерей Артемий Фисенко

Дегтярное Слобода Дегтярное – Успенская церковь, построена в 1881 году. Расположена в центре села. Здание сохранилось. В 1992 году проведена частичная реставрация. По великим праздникам проводятся службы. В 1994 году церковь поставлена на государственную охрану как памятник истории и архитектуры Воронежской области

Сончино Троицкую церковь, построенную в 1863 году, жители села Сончино начали восстанавливать своими силами в 2005 году. В 2007 году храм был освящен. Приход храма небольшой. В 1994 году церковь поставлена на государственную охрану как памятник истории и архитектуры Воронежской области.

Казанский храмовый комплекс Ко всеобщей радости верующих в центре посёлка возвышается церковь Казанской Божией Матери, малый храм Параскевы Пятницы и богадельня. Священником Казанского храма является иерей Сергий Папин

Храм Мученицы Параскевы Тридцатого апреля 1989 года, на праздник Пасхи, на улице Полевой было освящено место под строительство малой церкви. В конце этого же года 10 ноября в престольный праздник Премудрой Христовой Мученицы Параскевы храм был освящён и открыт для верующих.

Храм Казанской Божией Матери По инициативе отца Александра в 1990 году началось строительство храма Казанской Божией Матери. Огромную помощь в строительстве оказали руководители организаций и предприятий, а также жители района. 11 декабря 1994 года храм был оcвящён.

Мою презентацию можно использовать на уроках православной культуры, краеведения, истории, во внеурочной деятельности

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс повышения квалификации

Методика преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» с учётом реализации ФГОС ООО

Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей

Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

  • Все материалы
  • Статьи
  • Научные работы
  • Видеоуроки
  • Презентации
  • Конспекты
  • Тесты
  • Рабочие программы
  • Другие методич. материалы

  • Кондратенко Ольга ВладимировнаНаписать 1096 01.10.2016

Номер материала: ДБ-228656

  • Всеобщая история
  • 7 класс
  • Презентации
    01.10.2016 2181
    01.10.2016 242
    01.10.2016 253
    01.10.2016 876
    01.10.2016 214
    01.10.2016 222

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Минпросвещения опубликовало проект расписания сдачи ОГЭ и ЕГЭ в 2022 году

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения откроет центр образования на русском языке в Таджикистане

Время чтения: 1 минута

В России ввели День отца

Время чтения: 1 минута

Екатерина Костылева из Тюменской области стала учителем года России – 2021

Время чтения: 1 минута

В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов

Время чтения: 2 минуты

На «Госуслугах» пройдет эксперимент по размещению документов об образовании

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Храм Василия Блаженного

Москва времен Ивана Грозного. Множество церквей. Красная площадь. И практически голый человек, в холод и жару бродящий по улицам. Человека боялись и уважали. Даже сам царь. Народная память о нем сохранилась в веках. Кому не известен Храм Василия Блаженного? Это уже визитная карточка Москвы.

Это на самом деле храм Василия Блаженного?

Этот храм официально называется «Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву», или попросту Покровский собор. Почему «на Рву»? Потому что этот ров действительно существовал и был назван Алевизовым по имени строившего его архитектора Алевиза Фрязина. Ров был весьма впечатляющим и достигал глубины 13 метров. В наши дни этого рва больше нет. Но, разумеется, всем он известен как «Храм Василия Блаженного».

Ну и почему это «Храм Василия Блаженного»?

В стародавние времена на Руси очень уважали юродивых. Московский блаженный по имени Василий был особо любим москвичами за свой незлобивый нрав. Кроме того, говорят он имел дар предвидения и не отказывал людям в ответе. И к нему шли люди с вопросами, конечно такой дар в народе быстро стал известен. До самого царя рассказы дошли. После смерти его похоронили у стен строящегося собора. Сын Ивана Грозного – Федор Иоаннович – канонизировал Василия блаженного в 1586 году и через два года над могилой блаженного Василия был пристроен придел. Только этот придел был достаточно просторным и отапливался в зимнее время. Поэтому народ предпочитал службы именно в этом приделе, говоря: «Пойдем к Василию блаженному». Так название одного придела стало народным и закрепилось за всем храмом.

Читайте так же:
Отмывка кирпича от раствора

Признано, что мощи Василия Блаженного чудотворны

Юродивый Василий Блаженный проповедовал на улицах Москвы милосердие и помощь близким. В жару и страшный холод ходил почти обнаженный, а в знак покаяния и как симол покаяния и приношения себя в жертву ради Христа, носил тяжелые вериги. Так как, что он обладал даром ясновидения, люди слушали его. Он даже предсказал Великий московский пожар 1547 года. Неоднократные случаи исцеления прихожан наблюдались над могилой Василия Блаженного. Случаи исцеления продолжаются и в наши дни. Рака с мощами Василия Блаженного бережно хранится в храме.

Правда ли, что Иван Грозный выколол глаза строителям храма?

Ученые до сих пор не сошлись во мнении, кто же строил храм? Официально считается, что зодчими были два человека: Плотник Яковлев и Барма. Но даже это оспаривается. Говорят, что архитектор был только один: Иван Яковлевич Барма, прозванный в народе – Плотник. По легенде, царь Иван Грозный приказал ослепить обоих зодчих, чтобы они не смогли повторить или даже превзойти свой шедевр. Однако, это не более, чем миф, хоть и красивый. Согласно летописям, Иван Барма упоминается и при строительстве других соборов.

Хотел ли Наполеон перенести храм в Париж?

В своих походах Наполеон грабил всё, что ему нравилось. Награбленное в разных странах он перевозил в Париж. И когда он в 1812 году занял Москву, то, разумеется, ему очень захотелось перенести храм в Париж. Уж больно храм был красив и необычен. К счастью, технические возможности того времени не позволили этому произойти. Раз нельзя увезти – надо уничтожить! Француза обложили собор взрывчаткой и зажгли фитиль. Собравшиеся вокруг храма горожане молили о спасении храма. И чудо произошло: небо послало проливной дождь, потушивший фитиль.

Василий Блаженный спас свой храм. Но Наполеон все равно унес из храма все, что смог унести. Прихожане храма после ухода Наполеона не только восстановили украденное и разрушенное, но и обнесли храм со стороны реки чугунной оградой, отлитой по проекту известного архитектора О. Бове. Стало даже красивей.

Собор и Сталин

Храм пережил тяжелые времена Октябрьской революции, но был на волосок от сноса после революции. Настоятель собора Иоанн Восторгов был расстрелян в 1918 году. В 1921 году из храма вывезли всё ценное, а само здание передали Историческому музею. В 1929 году богослужения в нём запретили, и он был превращен в музей. Так многие уникальные храмы по всей стране стали складами или планетариями.

В 1930-е годы рьяный соратник Сталина Яков Каганович, ответственный за реконструкцию Москвы, предложил Сталину освободить Красную площадь от лишних строений, в том числе снести Храм Василия Блаженного. Он принес вождю макет Красной площади и затем убрал с него собор. Коганович объяснил, что собор мешает проведению парадов. Говорят, что Сталин в ответ произнес фразу: «Лазарь, поставь на место!»

Более вероятно, что храм спас известный московский реставратор Пётр Барановский. Он посылал Сталину нескончаемые телеграммы с просьбой сохранить храм. Барановского даже пригласили в Кремль на заседание ЦК ВКП(б) по этому вопросу. Говорят, что Пётр Барановский даже встал на колени, умоляя не разрушать храм. Такое яркое выражение чувств, якобы, подействовало. Храм нас радует и сегодня.

А действует ли собор в наши дни или это только музей?

Историко-архитектурный музей открыли в соборе в далеком 1923 году. Даже тогда, в советское время, богослужения в соборе все равно проходили, но только до 1929года. Затем война с религией победила. Но в 1991 году богослужения в храме возобновились по воскресеньям, а еще, разумеется, 15 августа, в день памяти Василия Блаженного. И, конечно, в день Покрова Пресвятой Богородицы, которую считают покровительницей храма.

Как всё начиналось?

Царь Иван IV Грозный в середине XVI века приказал построить на Красной площади рядом со Спасскими воротами храм. Этот храм он посвятил своей победе над Казанским ханством, в знак благодарности.

По официальной версии Святитель Московский митрополит Макарий предложил основную композицию храма. Версий о том, каким должен был быть изначально храм много, но главное, что в результате получилось: 8 церквей вокруг центральной Покровской церкви.

Сам храм был построен из кирпича, очень необычного на тот момент материала. Фундамент и цоколь был построен из белого камня.

Здание строилось на песчаном влажном грунте. Из-за этого нельзя было сделать глубокий фундамент. Поэтому было решено, что массивный храм будет опираться на состоящий из нескольких помещений подклет. Нижний этаж имеет в высоту шесть метров и ширину стен три метра.

Белый камень фундамента – это белый известняк. Он хорошо впитывает влагу, что хорошо в случае подтопления.

Вся основа здания напоминает пчелиные соты и поэтому имеет повышенную прочность. На подклетах установлены восьмиугольные основы, на которых построены церкви.

Наши предки были довольно сообразительными. Чтобы акустика в соборе была хорошей, в стены заложили глиняные горшки голосники горловинами внутрь помещений. Кроме того, это облегчило давление на несущие стены храма.

Глядя на собор сверху видно, что 8 церквей, окружающие центральную, создают четкую геометрическую фигуру – Вифлеемскую звезду, символ Пресвятой Богородицы.

Интересно, что из-за этого у собора нет одного главного фасада: все фасады выглядят основными. Собор имеет высоту более 60 метров и неудивительно, что долгие годы он был самым высоким зданием Москвы.

Новый собор построили очень быстро – всего за шесть лет (1555-1561). Митрополит Макарий освятил собор 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Кроме того, каждая церковь получила своё отдельное посвящение.

Интересно, что первоначально, сразу после окончания строительства, собор не был таким цветным и легко узнаваемым. Он был расписан в технике фрески под кирпичную кладку с периодически вставленными цветными изразцами. И лишь в XVIII веке, когда императрица Екатерина II выделила деньги на ремонт храма, он приобрел современное разноцветие в росписях и куполах.

Центральная церковь

Центральная церковь посвящена в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Это самая высокая церковь храма — её высота составляет 47,5 м.

Читайте так же:
Как делать саман кирпич

Стоящий в настоящее время в церкви иконостас был пененесен сюда из кремлевской церкви Черниговских чудотворцев, разобранной в 1770 году. Украшенный позолоченными литыми прокладками, каркас иконостава изготовлен из делева.

Стены справа от иконостаса стены украшены сюжетной живописью XIX века.

Восточная церковь

Восточная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы.

Это одна из четырех самых больших церквей храма, двухъярусный восьмигранный столп которой завершается световым барабаном и куполом . Высота её — 21 метр.

Церковь отличает необычная низкая высота царских врат и три ряда икон над ними, образующие три канонических чина.

Юго-восточная церковь

Её освятили во имя новгородского святого, преподобного Александра Свирского. Это одна из четырех малых церквей, высота её 15 метров, а площадь – всего 12,32 кв. метра.

Юго-западная церковь

Освящена во имя новгородского святого, преподобного Варлаама Хутынского. Особенностью церкви является апсида неправильной формы, из-за чего царские врата смещены вправо.

Западная церковь

Эта церковь освящена в честь праздника Входа Господня в Иерусалим. Представляет собой восьмигранный двухъярусный столп.

Интересно, что до сих пор в церкви сохранены следы от осколков снаряда, попавшего в неё во время обстрела Кремля в ноябре 1917 года.

Северо-западная церковь собора

Освящена во имя святителя Григория, просветителя Великой Армении. В этой церкви царские врата смещены влево из-за нарушения внутреннего пространства, связанного с необходимостью иметь проход между этой церковью и центральной – Покрова Богородицы.

Что интересно, на куполе придела установлен не крест Армянской Апостольской Церкви, а провославный.

Северная церковь собора

Она имеет необычное для русских храмов посвящение во имя христианских мучеников Киприана и Иустины.

В 1780-х годах в церкви появилась масляная роспись. На стенах представлены сцены жития святых: в нижнем ярусе — Адриана и Наталии, в верхнем — Киприана и Иустины.

Южная церковь

Освящена во имя Великорецкого образа Николая Чудотворца. Одна из больших и имеет высоту 28 метров.

Северо-восточная церковь собора

Церковь освящена во имя трёх Патриархов Константинопольских: Александра, Иоанна и Павла Нового. Является одной из малых церквей собора и имеет высоту 14,9 метров.

В пятиярусном иконостасе сочетаются барочные и классические.

Придел Василия Блаженного

Придел был пристроен к собору в 1588 году над могилой святого Василия Блаженного уже после его канонизации. Чтобы об этом не забыли, на стене даже есть об этом запись.

Галереи и крыльца

Центральную церковь Покрова Богородицы окружает внешняя обходная галерея, проходящая по периметру всех церквей храма. Первоначально храм окрежали деревянные галерем-гульбища, но во время реставрации храма в 1680 году они были заменены на кирпичные.

Галерея в конце XVII века была расписана растительным орнаментом.

Тайны, купола и клады

Первоначально храм Василия Блаженного венчали 25 золоченых куполов. Они символизировали Господа и старцев у его трона. Сегодня мы можем любоваться только 10 куполами. Каждый из них отличается своей отделкой и расцветкой. Так что все строение и каждый отдельный фрагмент уникален.

В 30-ые годы прошлого века во время реставрационных работ был обнаружен потайной ход в подклет. О том, что существует лестница из церкви в подклет никто и не догадывался. Все было замуровано. Считается, что в тайниках нижнего этажа богатые горожане хранили свои ценности и даже, что там же хранилась царская казна. Поговаривают, что и сегодня под храмом сохранились тайные комнаты. И всегда находятся смельчаки и охотники за кладами, но что они найдут мы можем и не узнать, может казну Ивана Грозного?

Сейчас в подклете экспонируются некоторые иконы.

Храм много раз горел, перестраивался, но всегда возвращался к жизни. Еще более красивым. Не случайно, что в 1990 году организация ЮНЕСКО внесла храм Василия Блаженного в список мирового культурного наследия.

Наиболее почитаемые святыни

Уникально не т олько историческое прошлое, но также настоящее собора . Здесь – средоточие множества почитаемых икон, реликвий.

Сретенская церковь (нижняя)

Ее главные святыни :

  • образ Матери Божией Иверской; живопись его не уникал ьна, эта большая икона создана около XIX в.; но она уже не первый год проявляет себя чудом мироточения;
  • список Феодоровской иконы Богородицы;
  • икона свт. Николая Мирликийского, древний, написанный в XVI в ., также почитаемый чудотворным;
  • с недавнего времени здесь также находится частица мощей блаж. Матроны Московской, перед которой регулярно служится акафист.

Особо чтят казанцы мощи митрополита Ефрема (Хвостова), бывшего здесь архипастырем в начале XVII в. Во время Смуты, наступившей в Русском государств е , когда польские интервенты арестовали самого Патриарха Гермогена, именно Казанский предстоятель какое-то время возглавлял сопротивление:

  • в 1611 г. благословил создание ополчения для освобождения Москвы; а когда оно потерпело поражение, отряды князя Пожарского, возглавившего второе войско, тоже получили молитвенное напутствие архиерея; он же рассылал грамоты во все концы страны, призывая стоять за православие;
  • после гибели Патриарха Ермогена именно Казанский владыка Ефрем стал местоблюстителем престола;
  • он успел совершить венчание на царство первого Романова, Михаила Феодоровича 11 июля 1613 г., а в декабре того же года мирно почил в Казани.

Первоначальным местом упокоения владыки была пещера, где некогда обрели мощи других Казанских святых – свтт. Гурия и Варсонофия. Ныне мощи свт. Ефрема можно ви деть близ левого клироса нижней церкви . Пока он не прославлен для общецерковного почита ния, сейчас Казанская митрополия собирает свидетельства о чудесах помощи угодника Божия.

Петропавловская церковь (верхняя)

Особо чтимая святыня этого храма – образ Богородицы, именуемый Седмиезерной. Он хранится в алтаре, износится лишь во время молебнов.

Образ Богородицы, именуемый Седмиезерной

Этот об раз появился в Казани с 1615 г. Судя по сохранившимся преданиям, икона принадлежала основателю Седмиезерной пустыни (ныне обитель находится в 17 км от Казани) схимонаху Евфимию, который пришел сюда из Великого Устюга. Первым чудом образ прославился уже с середины XVII в., когда Казань была спасена о т эпидемии.

Согласно преданию, благочестивой жительнице города было видение какого-то сияющего светом мужа, повелевавшее передать казанцам, что нужно начать семидневный пост, а затем встретить икону, идущую им на избавление. Когда это было сделано, моровая язва прекратил ась. Долгое время образ находился в городе , затем вернулся в родной монастырь. Второе подобное чудо случилось более, чем через 100 лет, во время эпидемии ч умы 1771 г.

Читайте так же:
Размер кирпича марки м75

Среди других святынь:

  • образ Первоверховных Апостолов из иконостаса ;
  • мощи двух казанских иноков, современников прп п . Гурия и Варсонофия, Ионы и Нектария.

Их почитали уже с XVI в., это ученики свт. Гурия, погребенные близ его могилы; однако память о них хранит лишь церковная служба этому Казанскому архипастырю:

Сейчас память этих угодников Божиих отсутствует среди дат церковного календаря , ведется подготовка их канон изации. А вот мощи их обретены с 1995 г. С тех пор они открыто почивают в Петропавловском.

Традиционно храмы возводятся только в столице. Остальным городам остаётся лишь завидовать её золотому блеску и компенсировать отсутствие храмов обилием иных достопримечательностей.

Герои дни и ночи проводят в заботах о строительстве. Проходя мимо, они мечтательно смотрят на груду кирпичей, примериваются, на всякий случай ставят сигнализацию. В свободное время герои рисуют эскизы будущего храма, изучают планы, обсуждают с юристами все тонкости строительства, периодически тренируются в скоростном подъёме на строительный кран. Когда доходят руки, эти трудяги лепят куличи из песка, пилят брусья, забивают гвозди, таскают вёдра, месят раствор ногами. Иногда, забывшись, задумываются, что и без храма жилось бы тоже неплохо… А потом кричат на бетономешальщика, гоняют шуриков, объясняют детворе, что на стройку без шлемофона входа нет, или просто мечтают о стройбригаде. Бывает, воровато оглядываясь, отколупывают кусочек золотого кирпича себе на ужин, после чего не работают и едят. И под конец рабочих будней устают и заканчивают строительство…

Но не только о презренном металле думают герои, создавая храм для Великого. Они с присущим энтузиазмом стараются украсить его лучшими произведениями искусства, найденными на просторах Годвилля, вроде отбитых где-нибудь барельефов. В процессе пользования чужими храмами герои выясняют их недостатки и стараются не допустить их у себя — все новострои непременно застланы мягкими и тёплыми коврами. А на привалах герои живопишут будущие колоннады, горгулий и всякие розы.

Кирпичедобыча

Добывают драгоценные кирпичи герои самыми разными способами, к примеру посредством бродячего алхимика — чаще по недоразумению, несмотря на долгие уговоры.

  • За некоторые выполненные с отличием задания также вручают кирпич, хотя бывает, герои сами экономят на обедах и покупают кирпичи за свои кровные.
  • При достаточном количестве золота в кошельке герой может приобрести кирпич у торговца самостоятельно по официальному курсу.
  • Иногда бог тоже решает ускорить ход дела и спешит помочь своему подопечному или подтолкнуть его к большей активности. Если при этом у тупае достаточно средств на балансе, то есть шанс создания кирпича из наличных. Также боги время от времени метают кирпичи в монстров, принося герою двойную выгоду.
  • Логично, что самым экономически оправданным способом добычи кирпичей является поиск кирпичных месторождений. Глас божественный, повелевающий герою искать клады, иногда приводит к желанной находке, но чаще — к пополнению финансов, что также благотворно сказывается на счётчике стройматериалов. Отдельные особо везучие боги отправляют свой глас в виде записки, в которую завёрнут золотой кирпич. Случаи такие достаточно редки, но не уникальны.
  • Несколько жирных и активируемых трофеев, в частности Алхимический превращатель и Философский камень, являются особо желанными находками для строителей-энтузиастов. При использовании трофей превращает жирные вещи из инвентаря приключенца в золотые кирпичи [1] .
  • Каждая победа на арене, а иногда и проигрыш, также вознаграждаeтся золотым кирпичом.
  • Частенько золотой кирпич можно выудить на рыбалке.

Урочище Шипово

Последняя наша сегодняшняя остановка будет уже на территории Липецкой области, примерно в 21 км от города Ефремова по трассе М-4. Здесь находится урочище Шипово, с которым связано имя писателя Михаила Юрьевича Лермонтова.

Посещать данное место лучше в хорошую погоду, потому что довольно большой промежуток времени приходится ехать по грунтовке средней паршивости. Во время моей поездки было не очень сухо и явно намеревался пойти дождь, поэтому я очень торопился при посещении данного места, застрять в урочище мне не хотелось, тем более у меня уже был подобный опыт ранее. Село получило свое название в честь своего владельца генерала Шипово, который в 1778 году начал строить в своем имении каменный храм Успения Пресвятой Богородицы, но строительство было закончено лишь через 27 лет князем Голицыным (во многих источниках указывается Михаил Федорович Голицын, но у меня как-то не сошлись немного даты и имена, но род Голицыных был довольно обширный, возможно, что я просто искал не в той ветке, хотя и фамилия и село Шипово мне попадалось).

стати, всего в паре километрах (если по прямой) находится деревня Кропотово-Лермонтово, которое, как можно заметить по второй части названия, связано с фамилией писателя Михаила Юрьевича Лермонтова. В данной деревне когда-то находилась усадьба Петра Юрьевича Лермонтов — деда писателя, а также здесь жил и его отец, а сам Михаил Юрьевич здесь лишь гостил. Именно кладбище у храма Шипово был выбрано для первоначального захоронения отца писателя. В советское время он был перезахоронен в Тарханах, где находится самый известный лермонтовский музей. В Шипово остался лишь памятный камень:

Внутри храм заброшен, но установлен крест с памятной надписью, посвященной священнику, который нес службу здесь до 1930-го года:

Еще несколько крестов внутри:

Окна частично заложены кирпичом, что является одним из знаков того, что после закрытия здание использовали по какой-нибудь склад или другие подобных нужд:

Сохранилось несколько старых росписей, которые еще можно различить:

Лучше всего сохранилась надпись, но ее суть я все равно в полной мере не смог уловить:

Погода заставляла поторопиться, поэтому дольше задерживаться я тут не стал.

Небольшое видео из Шипово (звук тут будет вначале ужасный):

Координаты храма в урочище Шипово: 53.008122, 38.264119

На этом наше сегодняшний маршрут по следам известных писателей заканчивается, хотя, разумеется у нас в области есть гораздо больше более известных мест, связанных с именами Толстого и Тургенева, но я старался показать не самые известные из них, а заодно показать нестандартный маршрут, как провести один из летних выходных дней.

Хотите поделиться своими «дорожными историями»? Пишите
в личку Татьяне Афанасьевой
И да здравствует наш общий и бесконечный «Гульбарий»! 😉

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector